Национальный интерес: какое будущее у транзита газа через Украину?

Опубликовано Nikoloz в

В декабря 2019 года Украина и Россия заключила новый договор о транзите газа на пять лет, который принесет Украине около семи миллиардов долларов. Он сформирован по принципу «качай или плати», то есть определяет минимальный объем газа, за транспортировку которого нужно заплатить ежегодно независимо от реальных объемов транзита. Это 65000000000 кубометров в 2020 году и по 40 в 2021-2024 годах. Однако, последние новости указывают на то, что продолжение транзита после 2024 под большим вопросом, а потому следует рассматривать и альтернативные сценарии будущего украинской газотранспортной системы.какое будущее у транзита газа через Украину

Почему транзит падает?

Хотя в 2020 году объем подписанных мощностей был 65000000000 кубометров, реальный объем транзита из России составил 55000000000. Это на 38% меньше, чем в 2019 году, и в целом низкий показатель за последние тридцать лет. Проектно мощность украинской газотранспортной системы позволяет прокачивать 146 000 000 000 кубометров, то есть сейчас она загружена менее чем на половину.

Основная причина уменьшения транзита через Украину — построение обходных газопроводов. «Северный поток» между Россией и Германией запустили еще в 2011 году. А в 2020 году начал работать «Турецкий поток». Он имеет две «нитки» общей мощностью около 30000000000 кубометров: одна идет в Турцию, другая — в страны Южной и Юго-Восточной Европы. В 2020 году Греция и Болгария уже практически весь природный газ получали через новый газопровод.

Кроме того, до сих пор существует возможность завершения «Северного потока-2». Этот газопровод построен на уже более 90%, однако в 2019 году работа над ним остановилась из-за санкций США. Это один из факторов, который сделал возможным уже упомянутый новый контракт о транзите газа из России через Украину.

Сегодня завершения «Северного потока-2» — это политический вопрос. Имеющихся мощностей для транзита газа в Европу более чем достаточно, но построение еще одного газопровода позволит России полностью отказаться от использования украинской газотранспортной системы. В феврале 2021 году строительство «Северного потока-2» возобновилось несмотря на санкции, и Германия до сих пор поддерживает этот проект. Однако это еще не гарантирует его завершения и ввода в эксплуатацию.

Финансовая составляющая

Если транзит газа через Украину прекратится, прежде всего, вырастут тарифы за использование газотранспортной системы для внутренних потребителей.

По предварительным подсчетам , тарифный доход Оператора ГТС Украины в 2020-2024 годах составит 225 000 000 000 гривен (с НДС). Из них только 40000000000 гривен — от транспортировки газа внутри Украины и +185000000000, то есть более 80% — от транзита.

Продолжение транзита российского газа в Европу через газотранспортную систему Украины положительно влияет не только на доходы государственной компании, но и на экономическую ситуацию в стране в целом. Ежегодно этот контракт будет приносить 2% ВВП и дополнительные поступления в бюджет. Лишь в 2020 году ОГТСУ уплатил почти 15000000000 гривен налогов. Для сравнения, в бюджете этого года на программы поддержки малого и среднего бизнеса заложили 12000000000.

После 2024

Контракт гарантирует Украине доходы от транспортировки газа на пять лет, и он может быть продлен. Однако не исключено, что после 2024 транзит российского газа по территории Украины все же полностью прекратится. Поэтому такое развитие событий следовало бы учитывать в планах на ближайшие годы.

Генеральный директор Оператора ГТС Украины Сергей Макогон уже отмечал, что компания сфокусировала свои капитальные инвестиции на те объекты, которые будут использоваться и без транзита от «Газпрома». В случае его прекращения непривлеченные мощности постепенно будут выводить из эксплуатации.

«Соответственно — в случае полного отказа от транзита нашей территорией — уже нельзя будет воспринимать украинскую ГТС как доступный запасной вариант», — заявил Макогон.

Кроме того, в компании работают над оптимизацией и автоматизацией процессов.

«Наш план пока — сократить операционные расходы до такого уровня, чтобы даже в случае отсутствия транзита мы могли получать доход от транспортировки газа в украинских потребителей и от украинской добычи по таким тарифам, которые будут приемлемыми для них», — рассказывает гендиректор ОГТСУ.

Другое направление работы — дальнейшее сотрудничество с европейскими компаниями и развитие услуг, которые могут принести дополнительный доход и привлечь свободные мощности системы. В частности, short-haul и таможенный склад. Таможенный склад на базе 10 газохранилищ запустили еще в 2017 году. Он дает возможность украинским и иностранным компаниям хранить газ на территории Украины в течение 1095 дней без уплаты налогов и таможенных пошлин. Продавать услуги хранения газа можно трейдерам из соседних стран, где существует дефицит газовых хранилищ, например, из Польши, Венгрии, Румынии, Словакии и Молдовы.

Услуга short-haul (или мощности с ограничениями) позволяет европейским энергетическим компаниям бронировать мощности украинской ГТС для «короткого» транзита газа из одной страны в другую. Впервые этой возможностью воспользовались в марте 2020: Украина осуществила транзит газа из Венгрии в Словакию по заказу немецкой компании.

«По утверждению оператора, преимуществом short-haul через украинскую ГТС является ниже цены к примеру, транзит газа из Польши в Венгрию будет стоить на 27% дешевле, чем через Чехию и Словакию, — комментирует Сергей Евтушок, внешний аналитик DiXi Group. — Авторитет нового оператора напрямую зависит от развития портфеля его услуг и соблюдения требований сетевых кодексов. В таком случае все больше европейских трейдеров начнут понимать, что украинская ГТС — это не только «труба» от России в Европу, но и гибкий инструмент для транспортировки и хранения газа ».

На началу 2020 года были совершены тестовые транзитные операции по маршрутам Словакия-Венгрия, Словакия-Польша и Венгрия-Словакия и с «таможенного склада» в Словакию, Польшу и Венгрию.

Не только природный газ

Еще одним потенциальным направлением может быть транспортировки биометана — Оператор ГТС Украины и Биоэнергетическая ассоциация Украины уже сотрудничают в исследовании этого направления. А также водорода: с развитием возобновляемой энергетики и отказом от ископаемого топлива спрос на природный газ в Европе будет падать и к 2050 году во многих отраслях его должен заменить именно «зеленый» водород. Европейская водородная стратегия определяет Украину как приоритетного партнера ЕС в реализации и поставке новейшего энергетического ресурса на европейский рынок.

Оператор ГТС изучает возможность транспортировать водород через украинскую газотранспортную систему. Однако, это перспектива не 2024, а скорее несколько десятилетий. Для передачи водорода и Украина, и страны ЕС должны быть технологически готовы.

Можно ли использовать имеющуюся газотранспортную систему для транспортировки водорода и какая модернизация понадобится покажут исследования. В Европе уже есть несколько таких проектов, в частности, HyDeploy в Великобритании: в кампусе Кильском университета начали использовать для отопления смесь из 20% водорода и природного газа.

В Украине тоже проводят испытания относительно возможностей транспортировки и использования водорода. В 2020 году «Региональная газовая компания»  начала исследовать поведение водорода и водородных смесей в условиях украинских газопроводов. Пока испытания проводят на пяти полигонах, но в 2023 году в качестве эксперимента водородно-газовую смесь начнут поставлять в двух сел.

Рубрики: Блог

0 комментариев

Добавить комментарий